Поисковые запросы меня вынудили X)
Upd. - поисковые запросы с лингвистическим уклоном обрушились с новой силой )) Перезалит файл с филологической обобщалкой, может, кому-нибудь пригодится.

Системоцентрические и антропоцентрические концепции
в истории языкознания

Немного полезного по истории языкознания:

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

читать дальше

Филологам на вооружение: полезная обобщалка по подходам к описанию языка в истории языкознания (самое основное: античная теория именования, грамматика Пор-Рояля, Потебня и его теория грамматики, Фортунатов, Грамматика-80, "диванная лингвистика" Дурст-Андерсена, трансформационная грамматика Хомского, функциональная грамматика Бондарко и др.).

===================================================================================


Собственно про системоцентризм и антропоцентризм
[после плана прилеплены короткие обзоры-напоминалки – поподробнее о некоторых моментах]

Во-первых, сразу определяемся с отличиями этих концепций (системоцентризма – С и антропоцентризма – А) друг от друга:
С: Язык в себе и для себя; человек – носитель правил. Характерен редукционизм.
А: В центре внимания – человек, он объект изучения. Характерен экспансионизм.


Корни обеих концепций – в глубокой… древности.
С: Найдем чуть ли не в грамматике Панини [1].
А: Можем наблюдать в античной теории именования [2], которая изучала, в каких отношениях человек находится со словом. Эта теория устанавливала правила именования и возникла в рамках философской систематики.

Иногда последние два века в истории лингвистической и вообще гуманитарной мысли представляются как смена парадигм: классическая описательная – психологическая – структуралистская – антропоцентрическая. Не отрицая подобного подхода, все же следует отметить, что в XIX-XX вв. и антропоцентрическая, и системоцентрическая парадигмы существовали физически одновременно. Их параллельное развитие выводило на передний план то один, то другой подход. С точки зрения ‘совокупного мирового разума’, субъект следовал различным сторонам и проявлениям изучаемого объекта.

Диалог между этими концепциями начинается в 19 веке [3]. До того времени положение этих линий было разным.
С: Вообще проходит по магистральному пути развития науки. Это, например, Шлейхер: язык существует отдельно от человека. Или Пауль (то же). Здесь – базовые лингвистические направления, к которым присоединяется масса исследователей (и с особым удовольствием – младограмматики).
А: Царственно парит над схваткой, пока ученые мужи сталкиваются многомудрыми лбами в рамках могуче развернувшегося системоцентризма. Со всей основательностью об антропоцентризме заявляет Гумбольдт, но его зажигательные идеи в научные массы не сходят: нет школы, которая бы разрабатывала эту концепцию. До конца XX в. антропоцентризм остается уделом автодидактов (два века этим занимаются отдельные ученые). Например, в 1835 г. эстафету подхватывает Потебня. Антропоцентрические идеечки также таинственным образом сквозят у Бодуэна. Трубецкой тоже замазан в антропоцентризме, на пару с Якобсоном

Бодуэн де Куртенэ и Соссюр в своих трудах соединяют А и С.
• У Соссюра антропологизм проявляется «за кадром», в желании изучать «этнографическую сторону языка» и в тоске по диахронии.
• У Бодуэна: фонема – средоточие в том числе антропофонических свойств. Это образ звука в сознании человека (его идеи поддержала Питерская ЛШ, поэтому у них по принципу «если я могу произнести «Ы», то все у меня хорошо» фонема Ы существует и никого не смущает).

Эти линии (А и С) должны были пересечься, так как такие мастодонты лингвистики, как Соссюр и Бодуэн, допускали в своем сознании это перекрещение.

Впоследствии началось постепенное вырождение структурализма.

Обе концепции с энтузиазмом стремятся слиться воедино.

«Системоцентризм должен находиться с антропоцентризмом в отношении дополнительности, а следовательно, возможно совмещение обоих подходов в рамках более общей концепции» [Пищальникова,1999].

«Подход с антропоцентрических позиций объясняется тем, что "самое тщательное и детальное сопоставление языковых систем не может обеспечить достижения межъязыковых и межкультурных сопоставлений. В этой связи закономерным оказалось обращение к носителям языка ...» [Залевская, 1996: 25].

===================================================================================


Напоминалки

[1] «ГРАММАТИКА» ПАНИНИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (ОБЩИЕ ЧЕРТЫ)
читать дальше

[2] ТЕОРИЯ ИМЕНОВАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
читать дальше

[3] ТРАКТОВКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ В XIX ВЕКЕ
читать дальше